Существенным элементом диссертационного исследования является определение и применение соответствующих методов.
Инструментарием методологических принципов и подходов выступают научные методы, главными среди которых являются:
- общие методы — диалектические, гносеологические и логические методы, принадлежащие к высшему философскому уровню;
- общенаучные методы, используемые всеми науками, которые в свою очередь делятся на теоретические (исторический, терминологический, системный, функциональный, когнитивный, и эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, интерпретация, классификация);
- конкретно-научные методы, используемые отдельными группами наук (сопоставительный, контрастивный, типологический, сравнительно-исторический, конструктивный, компонентный, квантитативные методы, метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный, дескриптивный метод);
- специальные методы, используемые конкретной наукой (психолингвистические методы, методы когнитивной лингвистики, социолингвистические методы, лексико-семантический анализ, дискурсивный анализ, ассоциативный эксперимент, методика косвенного исследования семантики, метод семантического дифференциала, метод моделирования, методы когнитивного моделирования: фреймовый, прототипический, концептуально-таксономический, когнитивно-матричный; сопоставительный анализ оригинала и перевода, метод контекстуального анализа, концептуальный анализ, контент-анализ, дискурсивный анализ ИТ (исходного текста) и ПТ (переводного текста)).